Что представляет собой «мусатовский» стиль в изобразительном искусстве?

Что представляет собой «мусатовский» стиль в изобразительном искусстве?

  1. Париж, где Борисов-Мусатов находился в 1895-1898 годах, покидая его только в летние месяцы, имел для творческого формирования художника решающее значение. Каждодневные многочасовые занятия рисунком в мастерской знаменитого педагога Ф. Кормона совершенствовали навыки, полученные прежде. Изучение коллекции старых мастеров в парижских музеях, по его словам, открыло «глаза на многое, необходимое для знания». Но главным предметом интереса Борисова-Мусатова было современное французское искусство. С одной стороны, привлекали импрессионисты. Многое было уже знакомо ему, многим он владел, но не хватало свободы, мастерства. Художник совершенствует технику раздельного импрессионистического мазка. Одновременно он знакомится и с тенденциями постимпрессионизма, стремившегося вернуть утраченный импрессионизмом целостный взгляд на мир, возродить пластическую материальность живописи, строгость композиционной логики. Но более всего Борисова-Мусатова влекла романтически возвышенная живопись французских символистов. Тревожащей неустойчивости мира художники-символисты противопоставляли некие общие «формулы жизни», единую стройную систему мотивов-символов, вызывающих цепь ассоциаций. Они стремились наполнить формы особо активным духовно-эмоциональным содержанием, найти неизменную символику цвета, выявить в ритмическом строе произведения вес объединяющее музыкальное начало. Идеалом для Борисова-Мусатова был П. Пюви де Шаванн.
    Каждое лето, возвращаясь из Парижа в Саратов, художник пишет этюды на открытом воздухе, желая претворить на деле то, что познал во Франции, и мечтает о создании большой картины. В 1897 году он задумывает «Maternite» («Материнство») — композицию в духе гармонических идиллий Пюви де Шаванна. Картина должна была представлять залитый лучами яркого солнца «цветущий сад, где все молодо, зелено», юных девушек, молодых женщин, мать с детьми. Летом того же года Борисов-Мусатов исполняет этюды к «Маternite». Большинство из них — «Девушка с агавой», «Дама в качалке», «Агава», «В парке» — хранится в ГТГ. Замысел «Maternite» не был осуществлен.
    По возвращении в 1898 году из Парижа в Саратов и творческой жизни Борисова-Мусатова начинается период упорных поисков. Он пишет «Автопортрет с сестрой» (Русский музей, Санкт-Петербург) , а затем одна за другой появляются картины «Осенний мотив» (Музей имени Л. П. Радищева, Саратов) . «Гармония», «Мотив без слов». Работы эти уже совсем не похожи на то, что делал художник прежде. Они представляют собой сочиненные композиции лирико-романтического характера. Кавалеры и дамы в старинных платьях проводят время в усадебных парках, читают стихи, говорят о любви. В них уже ощущается мусатовское элегическое настроение. Художник находит в этих произведениях свою тему, близкий его сердцу мир, образы, отвечающие его представлению об идеале.
    Новыми в творчестве Борисова-Мусатова 1899-1900 годов были не только тема и образы, но и сам художественный метод создания произведений, те задачи, которые в них ставятся. Музыкальные названия мусатовских картин не случайны. Они определяют новую тенденцию его искусства — приблизить живопись к музыке. Идея эта лежала в основе доктрин символизма, утверждавшего музыку «первоосновой жизни и искусства». Борисов-Мусатов стремится насытить живопись музыкальным мелодизмом.
    Художник не подменяет живопись музыкой, он ищет возможности строить живописную композицию по законам контрапункта, учения о единстве и гармонической согласованности разных самостоятельных голосов в музыкальной ткани произведения. Так он решает «Мотив без слов» и «Гармонию».
    Грустно-лирическое настроение сцены неудачного объяснения в любви в «Мотиве без слов» Борисов-Мусатов хочет выразить не столько психологическими, сколько живописно-пластическими средствами — нюансами цвета, переливающегося нежными оттенками в луче заходящего солнца, проникшего в комнату, постепенным развитием одного пластического мотива — мягкого овала.
    Борисов-Мусатов продолжает свои поиск
  2. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович
    1870, Саратов — 1905, Таруса

    Первоначальное художественное образование получил в Саратове в студии живописи и рисования В. В. Коновалова. Учился в Москве в МУЖВЗ (1890-1891, 1893-1895) у Н. В. Неврева, К. В. Лебедева, В. Д. Поленова, К. Л. Савицкого. В Санкт-Петербурге состоял вольнослушателем в АХ (1891-1893), занимаясь в мастерских В. П. Верещагина, К. Б. Венига, брал уроки у П. П. Чистякова.
    В 1894 совершил поездки по Волге, Дону, Кавказу и Крыму. В 1895-1898 в Париже брал уроки в академии Ф. Кормона. В 1898-1904 жил и работал в Саратове. В 1904 побывал в Германии. Член МТХ (с 1899), СРХ (с 1903); входил в состав комитета в 1904).

    Участие в выставках: МОЛХ (1898-1899); МТХ (1900-1906); «Алая роза» (1904); СРХ (1905-1906); Осенний салон (1905, Париж) .
    Персональные выставки: 1904 Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дрезден; 1907 Москва; 1908 Санкт-Петербург; 1916, 1917, 1973-Москва; 1973-1974 Ленинград. Майские цветы. 1894. Холст, масло. 51 х 64.
    Посередине внизу подпись и дата: Борисов-Мусатов 1894.
    Собрания, владельцы. Вел. кн. Елизавета Федоровна, Москва; 1-й Пролетарский музей Городского р-на Москвы.
    Поступление. В 1923 из 1-го Пролетарского музея Городского р-на Москвы.
    Инв. 5000 ГТГ

    Картина написана для ученической выставки на основе эскизов и набросков, сделанных В. Э. Борисовым-Мусатовым во время пребывания в Саратове летом 1894 года. На ней изображены сестра художника Елена и дочь его учителя, живописца В. В. Коновалова, — Нина. Работа вызвала самые противоречивые оценки у современников: друзья по МУЖВЗ любовались декоративностью полотна, в то время как многие, официальные рецензенты именно в ней усматривали главный грех художника — «декадента». «Майские цветы» — первое произведение, которое так явно обнаруживает стремление автора сменить импрессионистический угол зрения на декоративистский, «мусатовский». Вот как о картине написал Я. А. Тугендхолъд: «Мусатова привлекли не девочки на фоне яблонь, но и девочки, и яблони, одинаково ставшие майскими цветами, красочными арабесками, весенними пятнами. Это и есть подход к миру — декоративный».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *